Тайны автомобильного дела России

General Motors

Российская автомобильная промышленность в своем развитии видела разные стадии и этапы, многие из них афишировались в СМИ, многие (особенно до середины XX века) содержались в строжайшем секрете. Очередной новый этап в отечественном автомобилестроении начался в 2010 году. Именно тогда было принято решение стимулировать выпуск автозапчастей с высокой добавленной стоимостью в соответствии с требованиями по расширению мощностей иностранных компаний. Начиная с 2012 года, доля произведенных международными компаниями автомобилей на территории страны превысила долю отечественных и импортных брендов вместе.

Говоря об исторической перспективе развития автомобилестроения, следует сказать о том, что до 1991 года мы можем говорить лишь в развитии автомобилестроения в СССР, но никак не присваивать заслуги всех союзных народов. Поэтому давайте в этой статье рассмотрим историю автомобилестроения с момента развала СССР и по сегодняшний день. На этом историческом этапе можно выделить три периода. Первый имел место с 1991-2005 гг. Это время характеризовалось открытием внутреннего рынка для зарубежных инвестиций, стремительным ростом импорта как новых, так и подержанных автомобилей. Именно в эти годы начало зарождаться массовое производство иностранных марок автомобилей на территории страны.

Второй период (2005-2010 гг.) определил переход к промышленной сборке и строительству первых сборочных заводов полного цикла. Третий этап, продолжающийся и по сей день, характеризуется стимулированием выпуска на собственной территории тех самых автокомпонентов, о которых говорилось выше в этой статье.

Производители автомобилей в России сегодня делятся на три основных типа. Это, во-первых, традиционные российские производители автомобилей, которые много лет существует на отечественном рынке — АвтоВАЗ, КамАЗ, ЗИЛ. Данные модели характеризуются недостаточностью выпускаемых автомобильных моделей и нехваткой «современности» и профессионального подхода в менеджменте, а также изношенностью технологической базы.

Во-вторых, существует ряд российских сборочных предприятий, таких как Иж-Авто и ТагАз, который курируют сборку иностранных брендов на российской территории. Данные компании известны последними современными технологиями, гибкостью производства, западной успешной системой менеджмента. К минусам можно отнести неразвитость собственного инженерного дела и недостаточные масштабы производства локально. Кстати, многие из подобных «сборщиков» на деле не имеют прав на интеллектуальную собственность бренда, а лишь собирают транспортные средства.

Третья и последняя группа на сегодня — это зарубежные автопроGeneral Motorsизводители, такие как Ford, General Motors, Nissan Manufacturing. Такие производители имеют небольшие масштабы производства в Р
оссии, как таковой инжиниринг у таких компаний также отсутствует.